г. Балашиха, д. Черное,
ул. Посадская, д.10
Режим работы:
с 9.00 - 21.00 без выходных
Обратный звонок

Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства

22.04.2021 Просмотров: 507 Комментариев: 0

Сады и парки — это спроектированные ландшафты, являющиеся квинтэссенцией человеческого творчества. Они сочетают природу, искусство и историю в сложной взаимосвязи. Это места социальной значимости, сцены для политических действий, способ выражения богатства и власти, часть природы и историческое наследие.

Во всём мире функционируют организации, деятельность которых направлена на сохранение и восстановление исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства. Эти организации разрабатывают алгоритмы с помощью которых  решаются вопросы, что считать объектами культурного наследия, как выделить парковое пространство из городской среды, как парковая среда влияет на психику людей. Одним из основных является вопрос реставрации, сохранения и защиты культурного наследия. 

Защита — это обобщающий термин, который включает в себя общие и специфические черты конкретной реставрационной работы. Защита начинает осуществляться только после того, как значимость исторического ландшафта и парковой структуры доказана. Значимость, в свою очередь, определяется отличительной важностью, уникальными качествами, сравнительной ценностью и специфическими достоинствами отдельного объекта. 

Зачем защищать? Что защищать? От чего защищать? Кто будет защищать? — вот логическая последовательность вопросов, в которой нужно отвечать, для того чтобы прийти к правильному пониманию нужных работ:

  1. Почему и что следует защищать, должно быть определено после проведения научно-прикладных исследований, а также разработки процедур участия и привлечения соответствующих заинтересованных сторон. 
  2. Правильно ответить на вопрос от кого следует защищать, означает понять, что существуют угрозы, которые могут повредить характеру паркового пространства. Участие возможных заинтересованных сторон поможет выявить конфликты в землепользовании, а процедуры участия общественности хотя и являются трудоёмким процессом, обеспечивают целостное представление о том, как лучше всего выбрать место и как именно его нужно восстанавливать, реставрировать или охранять. 
  3. Ответ на последний вопрос также требует тщательного рассмотрения, а для принятия мер должна быть сформирована междисциплинарная команда, в которой не должно быть конфликта интересов. 

Для эффективного исполнения всего вышеперечисленного требуется квалифицированное и профессиональное решение. Независимо от того, решается вопрос о реставрации, охране, восстановлении, консервации или обо всём сразу, процедура должна основываться на научной, стратегически разработанной методологии, которая при этом должна включать желание и мнение простых людей. 

Есть четыре базовых момента, которые должны быть учтены в любой подобной работе:

1. Предварительные исследования: вопросы определения, поиск по нормативно-правовой базе, библиографические данные, установление основных критериев.

2. План реставрации: 

  • Систематическая идентификация пространственно-временных изменений: создание файла парка с помощью планов, фотографий, описаний, правовых рамок, обзоров литературы и т. п.
  • Выявление текущей ситуации: топографическая карта, создание генерального плана и проекта озеленения, ботаническое исследование.
  • Оценка текущей ситуации по принципам ландшафтного анализа: насаждения, фитопатология, почвы, дренаж, фауна, освещение, виды использования в саду, археологический интерес, социокультурное воздействие и т. д.

3. Критерии реставрации: 

  • Общие критерии
  • Специальные критерии для конкретной работы
  • Критерии с точки зрения осуществимости
  • Критерии, имеющие отношение к будущему использованию парка/сада

4.    Реализация: создание, управление и расширение будущих перспектив парка/сада.

Существует различие между сохранением и восстановлением исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства, но и то и другое предполагает тщательное изучение  текущего положения. В случае с проектами реставрации, которые возвращают целый участок в предшествующее состояние, важно понять ту сущностную роль, которую парк играет в данный момент. Если при реставрации парк будет изменён настолько, что перестанет играть ту роль, которую играет сейчас, то такая реставрация скорее будет вредна. Во многих отношениях всеобъемлющая реставрация может быть врагом реального сохранения, потому что процесс разрушит многое из того, что уже существует и успешно функционирует. Действительно «музеефикация» природы на некоторых реставрационных объектах неизбежна, особенно в тех случаях, когда охрана природы является приоритетом, а активное использование парка человеком может плохо на ней сказаться. Между тем  возможен и иной подход. В качестве руководящего принципа восстановления городских парков должен рассматриваться принцип, имеющий как экологическое, так и эмпирическое измерение, и управление, учитывающее обе эти потребности, может помочь укрепить роль городских парков как моста между природой и культурой. Прежде чем приступить к крупным работам на участке, мы должны быть уверены, что восстановление будет иметь большую ценность, чем то, что будет разрушено или перестроено. Время, потраченное на размышления над этим вопросом, вероятно, приведет к тому, что количество и объем реставраций значительно сократится. И это не плохо, ведь главный вопрос, который архитекторы должны задавать себе: «перевесит ли ценность предлагаемых изменений неизбежные потери и будет ли их воздействие постоянным или временным?».

Исторический сад — это неподвижный момент времени, который соединяет в себе прошлое и настоящее. У человека есть желание прикоснуться и пройти через эту среду в прошлое, которое она хранит. Сады, которые за сотни лет не были изменены ни в чем, кроме мельчайших деталей, оживляют прошлое самым ярким образом. Но также у людей есть желание, чтобы парк не был рудиментом, чтобы он не просто нёс прошлое в себе, но, чтобы это прошлое было значимо для настоящего времени. И в лавировании между Сциллой и Харибдой заключается успешная реставрационная работа.

Комментарии (0)
avatar