г. Балашиха, д. Черное,
ул. Посадская, д.10
Режим работы:
с 9.00 - 21.00 без выходных
Обратный звонок

Осуществление ремонта и реставрации памятников в период ВОВ

16.07.2021 Просмотров: 750 Комментариев: 0

Одним из ведущих направлений в отечественной реставрации является ленинградская школа, предпосылки к созданию которой были положены ещё в середине XIX века. Именно в этот период российские и европейские исследователи пришли к единогласному заключению, согласно которому имелась значительная востребованность в разработке единой методологии реставрации. В те же времена начались споры о целесообразности консервационных работ, высказывались противоположные мнения о подходе к сохранению первозданного облика памятника, которые не утихают среди специалистов и по сей день. Именно в результате подобных прений возникли аналитический метод и строго научный подход к проведению комплекса реставрационных мероприятий, которые для представителей ленинградской школы были принципиальными. 

1910 год ознаменовал собой основание «Общества защиты и сохранения в России памятников истории и старины» в Санкт-Петербурге, а спустя 8 лет, теперь уже в Петрограде, был выделен отдельный орган ГИОП – Государственная инспекция по охране памятников. В 1921 году были выдвинуты основные положения реставрации памятников культуры, базовые принципы которого применяются и по сей день, ленинградской школой в особенности. Согласно этим положениям, разработанным В.В. Сусловым и позже доработанным К. К. Романовым и П. П. Покрышкиным, основной целью любого вмешательства является сохранение подлинного облика объекта, а любые вносимые изменения должны быть оправданы с научной точки зрения.

Ленинградской школой осуществлялось активное изучение памятников и выведение теоретических принципов, активно применяемых с 1920 года. В это десятилетие проходила серьёзная реорганизация не только самого подхода, но и научных учреждений, принимавших решения по вмешательству в облик тех или иных объектов. К середине тридцатых годов в Ленинграде уже сложилась определённая прослойка подготовленных по новым научным стандартам специалистов, применяемых принципы ленинградской школы на практике. Среди них – А. В. Победоносцев, который был начальником Отдела охраны памятников вплоть до 1941 года, когда он ушёл на фронт. Вместо него в должность вступил другой представитель школы, Н.Н. Белехов, поставивший перед организацией цель обеспечить сохранение культурных ценностей и архитектурных объектов в Ленинграде. Под его руководством был создан целый оперативный штат сотрудников, осуществляющих аварийный ремонт культурно значимых памятников в условиях ВОВ и блокады Ленинграда.

Большую часть ремонта нанесённых во время военных действий повреждений бригада под руководством Белехова осуществляла в период весны 1942 года. Были успешно ликвидированы многочисленные завалы, разрушения, вызванные взрывами снарядов, проводилась реставрация наиболее значимых объектов города: Летнего дворца Петра I, Главного Адмиралтейства, Смольного института и пр.

В сентябре 1942 года ленинградская школа приступила к реализации проекта по восстановлению облика города: памятников, ансамблей, зданий, обладающих высокой культурно-исторической значимостью. В блокадных условиях проводились выставки и обучения специалистов, в которых студенты получали навыки резки по дереву и камню, лепки, строительному делу и изучали аналитический подход, который же и применяли на практике.

С 1944 года, ещё до снятия блокады, сотрудники осуществляли выезды в пригороды Ленинграда, в которых было немало ценных исторических объектов, требующих ремонта – например, всемирно известный Петергоф. Несмотря на значительные разрушения (писательница В. М. Имбер отзывалась о нём, как о руинах, не подлежащим восстановлению), Петергоф был восстановлен при максимально возможном соответствии прежнему облику и с применением аналогичных технологий, которые были избраны при его возведении.


Теги материала:

ремонт памятников ВОВ

Комментарии (0)
avatar