Среди десятка разнообразных видов реставрации ремонта объектов культурного наследия, проводимыми соответствующими организациями, наибольшей сложностью отличается осуществление капитального ремонта бюстов, требующего особого внимания со стороны специалистов. В случаях, когда степень их разрушения носит поверхностный характер, а черты лица на памятнике сравнительно легко различимы, суть работы реставратора заключается лишь в восстановлении повреждённых участков, что многократно легче комплексного восстановления ОКН, обладающих значительной потерей конструктивных элементов.
Согласно нормам академического подхода реставрация объекта культурного наследия должна проводиться для обеспечения памятнику облика, идентичного прежнему, что трудно реализуемо, если у исполнителя отсутствуют полные сведения о том, как выглядел ОКН в прежние времена. Как правило, в первую очередь реставраторы обращаются к письменным и, если они имеются, графическим свидетельствам облика памятника, в том числе фотоматериалам, максимально наглядно отражающим внешность ОКН в прошлом, однако это не всегда осуществимо, особенно если речь идёт о бюсте, возраст которого исчисляется веками или тысячелетиями. Нередко материалы, способные помочь в определении облика ОКН, отсутствуют либо носят противоречивый характер ввиду художественности описания.
К примеру, если реставратор может оперировать только поэтическими описания объекта, которые особенно характерны для бюстов ввиду того, что на них изображены исторические лица, обладающие тем или иным характером, материалы могут содержать двоякие сведения, которые невозможно идентифицировать с точки зрения научного подхода. «Величавый», «грозный», «властный», «торжественный» и прочие описания облика бюста или лица, в честь которого они возведены, нередко лишь становятся помехой при осуществлении ремонта бюста.
Существенным подспорьем при осуществлении реставрации может стать ознакомление с иными имеющимися бюстами лица, изображаемого на памятнике. Подобное решение поможет воссоздать облик персоны на основе образов иных мастеров, однако снова вызывает проблему художественного подхода: поскольку оно может не учитывать образность, используемую конкретным скульптором при создании бюста, и данный подход может свести на нет его видение. Иными словами, вместо получения уникального облика памятника, созданного конкретным мастером, специалисты могут вместо этого получить облик, характерный для видения иных мастеров, анализ работ которых они рассматривали. Чтобы устранить или минимизировать данную возможность, необходимы всестороннее изучение и тщательная экспертиза прочих творений скульптора, реставрация работы которого рассматривается в текущий момент.
К счастью, выше описанная проблема характерна лишь для объектов культурного наследия только глубокого прошлого, которые не были запечатлены на фотоснимках, картинах, рисунках или эскизах, что бывает крайне редко. В случаях же, когда имеется только текстовое описание памятника (либо отсутствует даже и оно), а степень повреждения столь высока, что черты лица едва различимы, реставрация осуществляется с максимально возможным соответствием облика:
а) лицу исторической персоны, если имеются его изображения/иные бюсты, выполненные другими или тем же скульптором;
б) стилистике художника, создавшего данный памятник, на основе изучения других его работ.
Разумеется, данная задача осуществляется строго после всестороннего изучения проблемы, решение по которой выносится соответствующими органами, например, Министерством культуры, и носит строго научный характер решения вопроса.
Теги материала: