Методы проведения реставрационных и консервационных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия постепенно развивались в течение двух последних столетий и обрели свой нынешний вид не ранее второй половины XX века (подробнее об этом вы можете прочесть в статье «Методики реставрации объектов архитектурного наследия и их историческое развитие»). До этого же организаторы мероприятий по сохранению исторических памятников сталкивались с рядом проблем, существенно препятствующих достижению эффективного результата.
Во-первых, отсутствовал какой-либо единый подход, который позволил бы структурировать комплекс выполняемых работ. Восстановление проходило исключительно на основании художественного видения организатора, которое, разумеется, было сугубо индивидуальным и не отличалось академичностью. Во-вторых, к осуществлению непосредственно строительных работ привлекались неквалифицированные, а порой и вовсе неграмотные рабочие, неспособные понять ценность культурного объекта и важности обеспечения сохранения его первозданных качеств. В конечном итоге это приводило к повреждению и разрушению памятников, безвозвратно утерянных для нынешних поколений.
До начала XX совершенно отсутствовало понимание, что такое «памятник истории» как таковой. Именно поэтому большинство объектов, даже числящихся среди важных для науки и культуры, восстанавливались аналогично обычным строениям, без применения специальных технологий и материалов. Всё дело в том, что даже понятие «реставрация» понималось не в современном значении этого слова и не требовало достижения как можно большей аутентичности постройки.
Если перечислить основные проблемы, вызвавшие впоследствии потерю многих объектов, ключевыми будут следующие:
- отсутствие единого реестра исторических памятников, нуждающихся в государственной защите;
- использование неквалифицированного труда, препятствующего должному подходу к проведению тонких работ;
- запоздалое вмешательство, вызванное неумением своевременно определять и устранять аварийное состояние объектов;
- не была выработана методика проведения реставрации на основе научного подхода к решению задачи.
По мере развития исторической архитектуры как отдельной дисциплины подход к осуществлению ремонтных работ наконец обрёл современный вид, однако на это ушло не одно десятилетие, и до тех пор многие объекты, которые имели важнейшее значения для культуры страны, были разрушены, причём часть из них была уничтожена без каких-либо помех со стороны академического круга, поскольку учёные ещё не придавали большого значения зданиям, которые, на их взгляд, не отличались привлекательностью, а потому не считались ценными. Среди подобных построек особенно много относится к эпохе раннего зодчества, феодальных строений и иных памятников Древней Руси и Российской Империи. Нужно добавить, что во все эпохи уничтожение памятников нередко одобрялось властями по идеологическим причинам, ввиду чего к ряду строений никаких превентивных мер по их сохранению не предпринималось.
На сегодняшний день, когда установлена строгая методология определения степени важности памятника, выявления уровня его повреждения, а также последовательности осуществления мероприятий по проведению ремонтных работ (а также по устранению источника разрушения), единственно значимой задачей архитекторов является поиск материалов и технологий, аналогичных используемым во времена постройки и эксплуатации памятника (в идеале применяются абсолютно идентичные) и безошибочное определение этапов работ, позволяющих добиться консервации либо восстановления ОКН.
Теги материала: