Значительное число жилищных компаний начало сталкиваться с проблемой ремонта многоквартирных домов, признанных ОКН, с 2015 года, когда в России стартовала тотальная программа капремонта в Москве и регионах. Перед ними встала задача осуществить ремонт в полном соответствии со всеми требованиями законодательных норм, но в то же время сохранить уровень расходов, возложенных на жильцов, на приемлемом для них уровне.
Актуальность проблемы связана с тем, что, согласно Жилищному кодексу расходы на проведение ремонтных работ накладываются на собственников жилья, а 73 статья Федерального Закона «Об охране ОКН» дополнительно обременяет их ответственностью за сохранность объекта культурного наследия, в котором они проживают. Закон требует от жильцов постоянного контроля за его состоянием и оплатой всех необходимых реставрационных процедур. Последние обходятся значительно дороже обычного ремонта, проводимого в жилых многоквартирных домах, поскольку осуществление подобных работ в здании, признанным ОКН, требует от подрядчика наличия специальной лицензии, что приводит к удорожанию ремонта, даже если перечень работ включает те же самые процедуры при использовании тех же строительных материалов и технологий.
При этом Министерство строительство однозначно выразило собственную позицию по финансированию ремонта многоквартирных ОКН, утверждая ответственность за его проведение за региональными властями. Как правило, значительными средствами на их выполнение они не обладают, а потому качество реализуемых мероприятий по сохранению объектов может резко снизиться либо стать дополнительной статьёй расходов для собственников жилья, что существенно снизит заинтересованность населения в приобретении жилья в подобных объектах и негативно отразится на их статусе.
Сложность возникает и на уровне составления документации. Для проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, являющего объектом культурного наследия, необходимо выполнение целого ряда бюрократических задач, в которые входят:
- получение охранных обязательств в комитете по охране ОКН, а также акта технического состояния, если дом признан выявленным ОКН;
- получение требований к сохранению, содержанию и эксплуатации объекта;
- запрос задания на проведение работ в комитет по охране ОКН;
- составление пакета научно-проектной документации;
- проведение ГИКЭ с её обязательным одобрением;
- согласование документации с комитетом и получение в нём разрешения на проведения ремонтных работ.
Только после этого подрядчик может переходить к непосредственно выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, затем осуществляется приёмка объекта, в полном соответствии с составленной документацией. Однако нередки случаи, когда специфика эксплуатации объекта в качестве жилого дома не позволяет обеспечить абсолютную идентичность историческому облику здания. Возникает дилемма: с одной стороны, научный подход требует научной же методики реставрации, а значит, обеспечения зданию первоначального архитектурного облика. С другой стороны, являясь жилым зданием, объект должен прежде всего обеспечивать должные условия для проживания, не вызывая неудобств у собственников. В результате могут возникнуть некоторые незначительные несоответствия с прежним обликом здания, однако, как правило, они допускаются и не являются причиной для изменения/отклонения уже выполненных работ.
Теги материала: